Все чаще в современном интерьере, кроме обычных окон, дверей
и посуды, обретают прозрачность мебель и сантехника, лестницы и даже стены, не говоря
уже о предметах декора (вазах, статуэтках) и современной технике – часах, телефонах,
компьютерах в просвечивающих корпусах.
Благодаря научным разработкам сегодня возникло большое
разнообразие «искусственных» прозрачных материалов, не теряет своей актуальности
и очень изысканно выглядит даже в самых новомодных проектах тот из них, что известен
был человеку с глубокой древности. Это, конечно, стекло.
Этот материал способен изменить окружающий мир, наполнить
его красотой и поэзией. Стекло, благодаря своей прозрачности и лёгкости, оптически
лишает громоздкости даже массивные конструкции. С помощью этого экологически чистого,
натурального материала современные интерьеры словно наполняются воздухом и
светом, становятся более прозрачными и легкими. Ведь новые технологии работы со
стеклом и способы обработки кромок и поверхностей настолько совершенны, что
позволяют сделать из материала практически любой предмет интерьера. Возможно,
именно по этим причинам дизайнеры все охотнее и чаще обращаются к нему и не перестают
удивлять новыми решениями, оригинальными и не предсказуемыми.
Стекло известно человеку уже более пяти тысячелетий. Ученые
предполагают, что одними из первых с искусственным стеклом познакомились древние
гончары: при обжиге на изделии из глины могла попасть смесь соды и песка, и на поверхности
изделия образовалась стекловидная пленка – глазурь. В Месопотамии археологи нашли
одно из древнейших изделий из стекла – стеклянные бусы, относящиеся примерно к
2450 г. до н. э..
Возрождению европейское стеклоделие в XVII и
XVIII вв. обязано некому адвокату Антонио Сальвиати. В 1612 году во Флоренции был
издан первый научный труд по стеклоделию. Автором его был монах Антонио Нери. В
России же первый стеклянный завод был открыт только в 1635 г., около Москвы, шведом
Алексеем Кохтом. Дальнейшим развитием стеклоделия в России занимался Петр Великий,
а позже ученый М. В. Ломоносов, который написал множество философских сочинений,
одним из которых является «Письмо о пользе стекла».
Стекло используется и для изготовления плитки или панелей
для стен, пола; витражей; для декоративных блоков, зеркал и так далее. Из стекла
в квартире могут быть выполнены раздвижные двери и обрамление дверных проемов, полочки
и столики в гостиной, дверцы шкафов и другие элементы, что с точки зрения дизайнеров,
такой прием помогает иллюстрировать современность интерьера и как бы растворить
границы пространства.
Если говорить об истории дизайна, то издавна (после изобретения
стекла) люди пользовались стеклянными предметами обихода, такими как:
стеклянные емкости, посуда, украшения. Изобрели мозаику , также
использовали стекло в окнах, что сыграло немаловажную роль в жизни людей и в их
интерьере жилища.
Глава I.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ СТЕКЛА КАК МАТЕРИАЛА.
Стекло известно человеку
уже более пяти тысячелетий. Ученые предполагают, что одними из первых с искусственным
стеклом познакомились древние гончары: при обжиге на изделие из глины могла попасть
смесь соды и песка, и на поверхности изделия образовалась стекловидная пленка-глазурь.
По другой легенде, первыми познакомившимися со стеклом людьми были куцы, путешествовавшие
караваном по Аравийской пустыне. Среди прочих товаров они перевозили соду, и, остановившись
на ночлег, обложили мешками с содой огонь, чтобы ветер не задул его. Проснувшись
утром, они с удивлением обнаружили, что сода... превратилась в куски стекла. Несмотря
на возможную долю вымысла — легенда есть легенда, — с точки зрения ученых, при уникальном
стечении обстоятельств что-то подобное вполне могло произойти: песок плавится при
температуре 1710 °С, но при добавлении к нему соды температура плавления существенно
снижается (до 720 °С). Интересно, что в Месопотамии археологи обнаружили одно из
древнейших изделий из стекла — стеклянные бусы, относящиеся примерно к 2450 г. до
н. э., которые благодаря способу изготовления делают эту легенду вполне похожей
на правду: бусинки представляли собой обработанные камнем ос колки большой стеклянной
глыбы.
Согласно научным исследованием, изготавливать стекло первыми
научились египтяне и жители Ближне го Востока, жившие примерно III-IV тысячелетии
до н. э.. Первое стекло варили в горшках на кострах или в печах. В сосуд помещали
так называемую шихту — порошок из смеси песка, соды или золы, добавляя в качестве
примесей мел, доломит, полевой шпат. От качества и способа приготовления шихты сильно
зависели качества будущего стекла — прочность, прозрачность, цвет, химическая стойкость.
Например, смесь из песка и соды позволяла получить не очень прозрачное мутное стекло,
растворимое даже в обычной воде, но уже при добавлении к этому составу глинозема
термическая и химическая стойкость, прочность и твердость стекла увеличивалась.
Первое стекло, которое научился производить человек, было непрозрачным. Египтяне
с его помощью часто имитировали различные камни. Состав стекла постоянно менялся,
в него стали вводить дополнительные ингредиенты — окислы свинца и олова, а для окрашивания
— соединения марганца и кобальта. Древним египтянам были известны два способа обработки
стекла: пластическое формование и прессование, с помощью которых они изготавливали
сначала лишь небольшие изделия. Впоследствии, когда люди догадались добавлять к
трем компонентам красители (при мерно за 1200 лет до н. э.), возникло цветное
стекло. Сначала оно было в основном голубым, бирюзовым или зеленым, поскольку
его получали добавлением меди и железа. В начале нашей эры в Египте появилось и
синее стекло, окрашенное кобальтом.
На рубеже нашей эры в технологии стеклоделия произошли
коренные изменения: появились бесцветные стекла и изделия, получаемые
выдуванием. В I в., нашей эры была изобретена стеклодувная трубка, помощью
которой стало возможным создавать простую посуду. Интересно, что инструмент
стеклодела за тысячи лет не претерпел никаких изменений и не подвергся никаким
усовершенствованиям: и сегодня мастера используют длинную железную трубку,
покрытую деревом (чтобы не обжигать руки) и снабженную на одном конце
мундштуком, а на другом грушевидным утолщением для набирания стекла.
В V-VII в. в Европе стеклоделие достигло наибольшего
развития. Центром мирового стеклоделия постепенно становилась Византия, где
мастера научились создавать не только прекрасные сосуды, но и смальту —
небольшие куски цветного непрозрачного стекла, из которых складывали мозаику.
В начале XIII в. в руках венецианских стеклоделов
оказались важные тайны ремесла, благодаря бес ценным образцам восточного
стекла, привезенным из Константинополя. С этого времени стеклянная
промышленность Венеции начинает развиваться еще быстрее.
Верховная власть запрещала вывозить за границу
материалы для приготовления стеклянной массы и разглашать секреты мастерства.
За попытку покинуть Венецию эмигранту-стеклоделу грозили немыслимые беды,
тюрьма и даже гибель.
В конце XIII в. стеклоплавильные горны были перенесены
с территории Венеции за черту города, на маленький остров Мурано. Там и
возникло знаменитое «муранское» стекло. Большую популярность изделия мастеров с
острова Мурано завоевали очень быстро. Уже в XV веке муранское стекло
чрезвычайно высоко ценилось во всей Европе, а венецианские дожи даже подносили
изделия Мурано — настоящие произведения искусства — в качестве драгоценных
подарков важным персонам, посещавшим город.
В XVI столетии муранское стекло приобрело мировую
славу, — кстати, сохранившуюся за ним и по сегодняшний день. До наших дней
дошли произведения итальянских художников того времени, на которых изображена
венецианская посуда: сосуды поражают своей невесомостью, чистотой и
прозрачностью, и остается только восхищаться художественной изобретательностью
муранских стеклоделов.
Одновременно с этим в XVI в. стекольное производство
стало развиваться в Испании, Португалии, Нидерландах, затем во Франции, Англии,
Германии, и, к сожалению, в XVII в. мода на нежные венецианские изделия стала
уходить, уступая первенство тяжелому граненому стеклу Богемии и Силезии.
В начале XVII в. во Франции стал применяться новый
способ создания стеклянных изделий — отливка зеркального стекла на медных
плитах с последующей прокаткой. Примерно в это же время был открыт метод
обработки стекла травлением (с использованием смеси плавикового шпата и серной
кислоты); стало развиваться производство оконного и оптического стекла.
А для знаменитого стекла из Мурано тем временем
наступили трагические дни: на рубеже XVII и XVIII вв., через несколько лет
после оккупации острова француз скими, революционными войсками, все
стеклодельные цеха на острове были уничтожены. Возрождаться венецианская
стеклянная промышленность стала только в середине XIX в., когда некий адвокат
Антонио Сальвиати при финансовой поддержке двух англичан, больших
поклонников венецианской старины, вновь основал завод в Мурано. Возобновилось
производство великолепных стеклянных изделий в подражание великим образцам
прошлого, и с тех пор во всем мире сохраняется неослабевающий интерес к
венецианскому стеклу: вещи с авторским клеймом Мурано не только не выходят из
моды, но и с каждым годом ценятся все выше.
Первый стеклянный завод в России был устроен только в
1635 г., около Москвы, шведом Елисеем Кохтом. Этот год и считается датой
основания российского стеклоделия. По окончании выданной Кохту пятнадцатилетней
привилегии около Москвы появилось еще несколько стеклянных: заводов других
предпринимателей, но, ввиду отсутствия надлежащей поддержки и поощрения, все
эти начинания не имели особенного успеха, и дальнейшего развития: России
стеклоделия тогда не последовало. Оживление этого дела наступило лишь в начале
XVIII столетия, когда царем Петром Великим были введены различные
поощрительные меры, а русские впервые стали посылаться за границу для обучения
стеклоделию. Кроме тог тогда же Петром Великим были устроены два казенных
стеклянных завода около Москвы и в Ямбургском уезде Санкт-Петербургской губернии
и выписаны для них немецкие мастера. С этого времени, и особенно со
второй половины XVIII столетия, развитие стеклоделия России приняло постоянный
характер.
В1902 г. Эмиль Фурко разработал
метод машинной вытяжки стекла. Стекло вытягивалось из стекловаренной печи в
виде непрерывной ленты через прокатные валки, поступало в шахту охлаждения, где
разрезалось на отдельные листы. В 1959 г. фирма «Пилкингтон» разработала иной
метод изготовления стекла, так называемый флоат-метод. При этом процессе стекло
поступает из печи плавления в горизонтальной плоскости, в виде плоской ленты,
через ванну с расплавленным оловом на дальнейшее охлаждение и отжиг.
Этот метод обладал рядом преимуществ. Стекло не имело
оптических дефектов, обладало стабильной толщиной и поверхностью высокого
качества, не требую щей дальнейшей полировки. Кроме того, этот метод позволил
придавать стеклу некоторые необходимые свойства на стадии его производства.
В XXI веке изготовление стеклянных предметов — от
посуды до зеркал — осуществляется все теми же тремя основными способами:
выдуванием, литьем и прессованием. Наибольшее развитие высокое ремесло
стеклоделов получило в предметном дизайне: ведь пластические, цветовые,
технологические и фактурные возможности стекла поистине безграничны и позволяют
с блеском реализовать самую смелую авторскую идею. А старинные мотивы служат
источником вдохновения для многих ведущих мебельных и дизайнерских фирм мира.
Сегодня стекло выступает не только в привычном для него амплуа (светильники, люстры,
многочисленные аксессуары), но и в весьма необычной роли: из него изготавливают
дверные и оконные ручки, наконечники карнизов, выключатели и другие детали ин
терьера. |